Ой-ля-ля! Пятница, 11.07.2025, 07:46
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Вход
Меню сайта
Астрология
Красота и здоровье
Интим
Диеты
Главная » Статьи » Психология » Детская психология

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ АЛКОГОЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ

О. Л. РОМАНОВА, Т. И. ПЕТРАКОВА

Приобщение детей к алкоголю в рамках про­цесса социализации может рассматриваться как элемент усвоения и последующего воспроиз­водства традиций алкогольной субкультуры [2], [3], [4]: освоение норм и образцов алкоголь­ной субкультуры происходит через запечатление, хранение, аккумуляцию и передачу соответствую­щей информации. В ходе развития меняется позиция ребенка по отношению к употребле­нию алкоголя.
Усвоение детьми алкогольной субкультуры соответствует формированию социальной уста­новки по отношению к алкоголю [6], [7]. Данная установка развивается под воздействием эталонов, принятых в ближайшем окружении ребенка, и осуществляется в соответствии с фа­зами освоения символических, функциональных, смысловых или ценностных аспектов субкультуры или ее ритуалов [6].
Символическая сторона ритуала заключает в себе знаковую систему процедуры, которая предъявляет определенные требования к оформле­нию ситуации, процедуре, вербальным образам (например, тостам). Функциональный аспект ри­туала составляет то психомодулирующее воз­действие, которое, как правило, сопровождает символическую составляющую. Это могут быть состояния релаксации, отрешенности или эйфо­рии. Ценностный или аксиологический компонент включает в себя постулирование целей осу­ществления ритуала, отвечая на вопрос «ради чего это делается»; в частности, такими целями могут быть создание атмосферы праздничного отдыха или общения. Этот аспект проявляется во включенности в ритуал в целом, через все поведен­ческие компоненты, которые свидетельствуют о на­чале и завершении этого процесса.
Фазы освоения алкогольной субкультуры можно рассматривать как этапы формирования информационной, эмоционально-оценочной и по­веденческой составляющих установки.
Употребление алкоголя в различных общностях характеризуется следующими типами: отношения абстинентное, амбивалентное, либеральное и па­тологическое. Есть основания считать, что в на­стоящее время на большей части территория нашей страны наиболее распространенными являются амбивалентная и либеральная субкуль­туры. На уровне семьи эти типы проявляются в противоречивости алкогольных установок роди­телей. Имеется определенный баланс между анти­алкогольными декларациями или некомпетентностью 

23

(запрещение, умолчание, запугивание, ложь), с одной стороны, и реальным поведе­нием (употребление алкоголя взрослыми, ини­циатива первой пробы алкоголя со стороны родителей, общение с детьми в нетрезвом виде),— с другой.
Данное исследование построено на предполо­жении о том, что дети дошкольного возраста, преимущественно являясь наблюдателями алко­гольных традиций, усваивают их символическую сторону, видят стереотипы поведения, связанные с алкоголем, составляют суждения о поводах употребления спиртного. В младшем школьном возрасте ситуация меняется, дети часто становят­ся участниками алкогольных ритуалов, имити­руют поведение взрослых в ситуации празднич­ного застолья. В подростковом возрасте происхо­дит качественный сдвиг — дети воспроизводят и переносят усвоенные нормы в различные ситуа­ции, превращаются в носителей алкогольной субкультуры.
Целью настоящей работы является изучение этапов формирования социальной установки по отношению к употреблению алкоголя или приоб­щения детей к алкогольной субкультуре.
Для этого были изучены три возрастные группы детей, жителей Москвы. Первую группу составля­ли дети 6—7 лет, посещавшие подготовительную группу детского сада или учившиеся в 1 классе школы — 72 человека; вторую группу образовали 123 школьника 9—11 лет; в третью группу вошли дети 12—14 лет, 116 человек. Во всех трех группах представительство мальчиков и девочек было при­мерно одинаково. Процедура исследования за­ключалась в опросах испытуемых, которые были релевантны возрастным группам. Вопросы отра­жали личные предпочтения в напитках у детей; представления о любимых напитках у других де­тей (мальчиков и девочек); обстоятельства, в которых принято употреблять алкоголь; инфор­мированность о вкусе и действии алкоголя по результатам личного опыта; об алкогольном ритуале, в частности о тостах, которые произ­носят люди при употреблении спиртного, а также опыт наблюдения близких, членов семьи в состоя­нии алкогольного опьянения.
Кроме того, в исследовании использовались специально разработанные проективные рисунки с ситуацией праздничного застолья, с бутылками и сосудами различной формы. Испытуемым предлагалось, глядя на первый рисунок, приду­мать, что стоит на праздничном столе, что говорят взрослые и дети. По второму рисунку нужно было написать названия различных напитков, которые должны быть на праздничном столе. Проективные ситуации позволяли оценить степень участия детей в алкогольных ритуалах, а также их осведомленность о нормативном поведении в обстановке алкогольного застолья.
Результаты исследования, косвенно отражаю­щие эмоционально-оценочный компонент установ­ки или функциональную составляющую алкоголь­ного ритуала, показывают, что у 6—14-летних детей отмечается неоднозначное отношение к ал­когольным напиткам. Наиболее предпочитаемыми напитками в возрасте 6—7 лет являются без­алкогольные, изготовляемые в домашних условиях и имеющиеся в продаже. Среди детей 6—7 лет вкус алкоголя известен более чем четверти опро­шенных (27,3%). Первые пробы происходили преимущественно в присутствии родителей или ближайших родственников, а иногда и само­стоятельно, когда дети оставались без присмотра. При этом девочки, как правило, ограничивались пробой пива, а у мальчиков первые вкусовые ощущения алкоголя появляются при пробах вина и крепких спиртных напитков. Оценка вкусовых свойств алкоголя в этом возрасте однозначно отрицательная — «очень горько» или «кисло», «не понравилось». Впечатления от проб алкоголя в 9—11 лет представлены многообразнее, здесь наблюдаются не только вкусовые ощущения, но и головокружение, прилив тепла, сонливость. Число детей, ответивших положительно на вопрос о пробах алкогольных напитков в возрасте 9—10 лет, не изменилось по сравнению с 6—7-лет­ними и составило 26,4 %. Однако по содержа­нию ответов можно заключить, что дети 6—7 лет интерпретируют вопрос о пробе как знакомство со вкусом, а дети 9—10 лет делают акцент в боль­шей степени на вызываемых алкоголем ощуще­ниях. В 11 лет у мальчиков среди предпочи­таемых напитков уже появляются шампанское и даже коньяк, хотя численность таких ответов невелика (0,7%). В этом же возрасте впервые появляется позитивная оценка своих ощущений, вызванных психофармакологическим воздейст­вием алкоголя. Так, состояние после приема алкоголя среди одиннадцатилетних детей понра­вилось каждому третьему.
В 12—14 лет число детей, пробовавших алко­голь, возрастает до 52,3 %. Обстоятельства употребления спиртных напитков меняются. В 14 лет 52,2 % мальчиков употребляют алко­голь в компании сверстников. От содержатель­ных ответов о субъективных ощущениях после приема алкоголя большая часть опрошенных подростков уклонилась. Даже в условиях аноним­ного опроса у детей часто возникал протест: «Не обязательно вам знать», «Это вас не касает­ся». Подобную реакцию можно объяснить тем, что в подростковом возрасте у части детей происходит выраженное формирование отноше­ния к алкоголю и его эффектам на основе индивидуального опыта.
Опосредованный опыт знакомства с эффектами употребления спиртных напитков выражается в наблюдении детьми взрослых в состоянии опьяне­ния. В возрасте 6—7 лет в состоянии опьянения близких заметили 79,1 % мальчиков и 33,2 % де­вочек. При этом в качестве основных признаков опьянения назывались расстройства походки (ка­чался, странно ходит, упала), изменения внешнего вида (покраснел, вспотел, был грязный). По дан­ным других исследований детей этого возраста, где применялась сюжетно-ролевая игра [7], дети, изображая поведение пьяных, демонстрируют их походку, речь, выходки, ругань. В следующей возрастной группе (9—11-летних) список призна­ков опьянения расширяется. Опрошенные, кроме нарушений походки, покраснения лица, указы­вают на мутные глаза, неприятный запах, рвоту, изменение настроения (веселый, грустный), агрес­сивность (ругался, махал кулаками). Численность детей, видевших близких в состоянии опьянения, и соотношение между мальчиками и девочками не изменилось: 76,1 % опрошенных мальчиков и 33,0 % девочек. В подростковом возрасте прежде

24

всего меняется . оценка степени опьянения, то есть для детей 14 лет пьяным чаще всего является тот, кто «не держится на ногах». Что касается признаков опьянения, то здесь пре­обладают поведенческие и эмоциональные пока­затели: ходил полусонный, был веселый, говорил всякую чушь. В динамике восприятия детьми взрослых в состоянии опьянения наблюдается выраженный переход от констатации внешних признаков к оценкам.
Спектр обстоятельств, в которых допускается употребление алкоголя, виды напитков на празд­ничном столе отражают символическую сторону ритуала, или информационную составляющую установки. Испытуемым был предложен список из десяти возможных поводов употребления алко­голя (празднование дня рождения, другого празд­ника, приход гостей, отдых на рыбалке, выход­ные дни, ссора с близкими, перемирие после размолвки, усталость, покупка, простуда). Оказа­лось, что дети 6—7 лет независимо от пола отме­тили в среднем треть пунктов данного списка, а в 9—11 лет число «достойных» поводов в среднем составило половину списка. К ситуациям, чаще всего включающим алкоголь, относились праздно­вание дня рождения и других праздников, при­ход гостей. Редко встречался такой повод, как «обмывание» дорогой вещи. Остальные шесть си­туаций у 9—11-летних встречаются в различных вариантах, и можно считать, что они не рассмат­риваются как включающие обязательное употреб­ление алкоголя. На индивидуальном уровне раз­личные комбинации подобных ситуаций отражают нормы и традиции, существующие в семье ребен­ка. Внутри группы 9—11-летних упоминание употребления алкоголя с целью регуляции состоя­ния у 11 -летних детей имело место достоверно чаще, чем у 9-летних (a=0,01). Девочки указали меньшее число поводов для употребления алко­голя, чем мальчики. В группе 12—14-летних подростков перечень обстоятельств, при которых возможно употребление алкоголя, уменьшался. Можно отметить, что среди общепринятых по­водов появилось употребление алкоголя, связан­ное с простудой. Так, в возрасте 13 лет 59,8 % опрошенных считали этот повод убедительным. Общая тенденция постепенного снижения числа поводов для употребления алкоголя у подростков, на первый взгляд, выглядит парадоксально. Однако если допустить, что данные суждения начинают в значительной степени опираться на опыт наблюдения за сверстниками и личный опыт, в отличие от суждений детей более раннего возраста, то противоречие снимается.
В эксперименте «Заполнение бутылок, стоящих на праздничном столе», дети 6—7 лет алкоголь­ными напитками «наполнили» наименьшую часть посуды. В 9—11 лет дети все чаще начинают «наполнять» бутылки алкоголем, причем с увели­чением возраста возрастает число алкогольных напитков, названных детьми, и меняются их виды. У 9-летних детей доля пива и шампанского боль­ше, чем у 11-летних, у которых преобладают крепкие спиртные напитки (a=0,01). Кроме того, у девочек в бутылках обнаруживается больше без­алкогольных напитков, чем у мальчиков. В под­ростковой группе школьников предлагался рису­нок, где наряду с бутылками лежала коробка. Детям было предложено заполнить бутылки и коробку так, как это обычно делают ребята, когда их не видят старшие. Опрошенные «за­полняли» бутылки алкоголем, безалкогольными напитками и техническими веществами (дихлофос, клей БФ, бензин и др.). У мальчиков спиртные напитки стойко преобладали с 12 лет. У девочек число бутылок, заполненных спирт­ным и токсическими веществами, возрастало от 12 к 14 годам. В коробку большинство испы­туемых «поместило» сигареты, наряду с этим встретился случай, когда там «лежал» циклодол.
Дальнейшее исследование стереотипных пред­ставлений о том, что любят пить подростки вне контроля взрослых, показало следующее: 97,6 % участвовавших в обследовании утверждали, что они предпочитают безалкогольные напитки. Од­нако, по мнению девочек, их сверстницы любят спиртное в 25 % случаев. Мальчики считали, что девочки 12 лет любят алкоголь в 35 %, а в 14—более, чем в 50 % случаев. Опрошенные подростки вне зависимости от пола и возраста убеждены, что мальчики больше любят пить спиртное, чем безалкогольные напитки. Алко­гольные стереотипы предписывают мальчикам не просто любить спиртное, но и любить более крепкие напитки по сравнению с девочками, начинать употреблять алкоголь раньше. По дан­ным опроса возрастной порог, за которым для мальчиков лежит свобода в употреблении спирт­ных напитков, составляет 15—16 лет; у девочек этот порог — 20 лет и старше. Свобода в упот­реблении алкоголя лежит за возрастными грани­цами групп опрошенных, но в действительности реализуется, по представлениям подростков, у их сверстников. Таким образом, противоречивость между нормативными представлениями и реаль­ным поведением в отношении алкоголя пере­носится из системы взрослые — дети в под­ростковую субкультуру.
Усвоение символической стороны ритуала убе­дительно отражает знание детьми пожеланий или тостов, предшествующих непосредственному упот­реблению алкоголя. Оказалось, что среди 6—7-летних детей на вопрос «Что говорят люди перед тем, как выпить?» ответили 21,2 %. Среди 9—10-летних осведомленность в этом вопросе проявили 62,9%, среди 11-летних— 98,9%.
Можно заключить, что основную информацию об алкогольном ритуале, включающую поводы употребления, основные виды напитков, черты поведения, непосредственно связанного с их употреблением, представления об эффекте алко­голя дети получают к 12 годам.
Смысловой компонент традиции и поведен­ческая составляющая социальной установки были выделены на основании анализа проективных рисунков праздничного застолья. В этих резуль­татах особое значение приобретает отражение у детей поло-возрастных стереотипов.
Дети 6—7 лет среди безалкогольных напит­ков видят на столе спиртное. У всех персона­жей-детей в стаканах находятся газированная во­да и соки. Алкогольные напитки встречаются на столе сведи безалкогольных в 96,8 % случаев. По мнению мальчиков и девочек, персонажи-мужчины пьют алкоголь в 53,4 % случаев, женщины — в 32,6 %. Персонажи-мужчины пьют больше крепкие алкогольные напитки, чем женщины. 

25

Взрослые часто произносят реплики, связан­ные с инструкцией задания: «Выпьем за день рождения!». Персонажи-дети за столом об алко­голе не говорят совсем (по мнению опрошен­ных девочек) и высказывают просьбы к взрослым налить им вина (в единичных случаях у маль­чиков: 4,1 %). Результаты заполнения проектив­ных картинок у детей 6—7 лет выглядят доста­точно однозначно.
У детей от 9 к 11 годам наблюдается выра­женная динамика поло-возрастных стереотипов. Сидящие за столом персонажи-взрослые у детей 9 лет пьют алкогольные напитки в 6 раз чаще, чем безалкогольные, а у детей 11 лет — в 30 раз чаще. У 11-летних детей не встре­чаются персонажи-мужчины, которые не пьют алкоголь, и только 25,3 % персонажей-женщин пьют безалкогольные напитки. Содержательный анализ реплик показал, что численность выска­зываний, связанных с употреблением алкоголя, у персонажей-детей стремительно растет: 15,6%—в 9 лет и 21,7% в 11 лет, причем у мальчиков этот рост происходит интенсивнее, чем у девочек.
Различия, обнаруженные в содержании выска­зываний за столом у персонажей-детей, позво­ляют заключить, что в 11-летнем возрасте про­исходит включение детей в алкогольную тради­цию. Из пассивных наблюдателей в 6—7-летнем возрасте дети постепенно превращаются в ак­тивных участников алкогольного ритуала, хотя реальное употребление алкоголя при этом, как правило, исключено. Рисунок застолья у детей 12—14 лет представлял собой изображение дет­ского праздника. Анализ результатов обнаружил, что у персонажей-девочек в стаканах налито примерно поровну алкогольных и безалкогольных напитков (соответственно 49,1 % и 50,9%), а у мальчиков данное соотношение складывается в пользу алкоголя (67,6% и 32,4%). В бокалы персонажей-девочек опрошенные подростки-де­вочки 12—13 лет поместили преимущественно безалкогольные напитки (70,1 %), а в 14 лет — только 42,7 %. Опрошенные подростки-мальчики в 12—13 лет увидели в бокалах персонажей-девочек примерно поровну газированной воды и вина, но в 14 лет у персонажей-девочек было в 66,3 % случаев налито спиртное. В рюмках персонажей-мальчиков девочки 12—13 лет пред­положили примерно равную частоту алкогольных и безалкогольных напитков, зато в 14 лет, по данным опрошенных девочек, персонажи-маль­чики употребляли алкоголь в 83,7 % случаев.
Около половины реплик (49,6 %) персонажей сводилось к общению по поводу употребления алкоголя. Содержание этих высказываний часто отражало регуляцию потребления алкоголя: «пьем до дна», «ну, еще по одной после первой», «давай скорее, а то я трезвею!». Обсуждается качество и количество выпитого, констатируется опьянение.
Проведенное исследование позволяет соста­вить и уточнить представление о формировании установки по отношению к алкоголю и усвоении элементов алкогольной субкультуры детьми. Так, у детей в возрасте 6—7 лет имеются основные элементы информационной составляю­щей установки по отношению к алкоголю. Они ориентированы в поводах употребления алкоголя, в изменениях внешнего вида взрослых в состоя­нии опьянения, у части детей имеется представ­ление о вкусовых качествах алкоголя, все дети ориентированы в половозрастных нормативах. Участие детей дошкольного и младшего школь­ного возраста в алкогольных ритуалах огра­ничено, как правило, они являются пассивными наблюдателями.
Далее в возрасте 9—11 лет отмечается расши­рение спектра ситуаций, допускающих употребле­ние алкоголя, освоение воздействия алкоголя про­исходит в результате более дифференцированного оценочного восприятия нетрезвых взрослых, а также оценки изменения своего состояния в ре­зультате единичных проб. Проявление полярных оценок свидетельствует о формировании пред­посылок для оценочной составляющей установ­ки. В поведении появляются элементы включенности в алкогольный ритуал. Обогащается и уточняется его символическая сторона.
В подростковом возрасте к 14 годам появ­ляется первый, относительно самостоятельный результат усвоения алкогольной субкультуры в виде проб употребления алкоголя, индиви­дуализированных реакций. Сужается круг ситуа­ций, связанных с употреблением алкоголя, что обусловлено включением личного опыта. Реакции протеста при оценке эффектов алкоголя свиде­тельствуют о формировании того или иного ценностного отношения. Амбивалентность алко­гольных установок родителей начинает отражать­ся в нормативных предписаниях подростков про­тивоположного пола и фактическом употребле­нии алкоголя другими.
Формирование ценностного отношения к алко­гольному ритуалу опережает развитие отношения к свойствам алкоголя. Таким образом, в анти­алкогольном воспитании детей в зависимости от возраста представляется целесообразным в до­школьном и младшем школьном возрасте расши­рять информацию о видах веществ, употреб­ляемых человеком с различными целями. На сле­дующем этапе, помимо информационной основы, следует перейти к ознакомлению с эффектами воздействия алкоголя и других веществ на психику, организм в целом. И, наконец, в под­ростковом возрасте к двум предыдущим формам работы присоединяется деятельность по формиро­ванию и оценке различных моделей поведения, планированию и выбору собственной стратегии.

1. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, кли­ника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984.
2.. Дейчман Э. И. Опыт изучения алкоголизма сре­ди школьников // Соц. гигиена. 1927.
3. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привы­чек у школьников. М., 1987.
4. Коровин Н. М. Сельская школа и алкоголизм в Московской губернии. Труды I Всероссийского съез­да по борьбе с пьянством. Т. 2. СПб., 1910.
5. Цаплин А. И. Материалы к эпидемиологии алко­голизма в раннем детском возрасте. Труды Пермского медицинского института. 1972. № 110.
6. Jagoda G., Grammond I. Children and alcohol — a developmental study in Glasgou // Health Bull. Edinb. 1973. N31.
7. Milgram G. Alcohol and drug education programs // J. Drug Educ. 1987. 17(1). P. 43—56.

Поступила в редакцию 13.I 1992 г.

Категория: Детская психология | Добавил: Anastasiy_admin (08.05.2011)
Просмотров: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Психология
Все для свадьбы
Категории раздела
Детская психология [62]
Женская психология [23]
Мужская психология [12]
Психология личности [41]
Психология общения [11]
Семейные отношения [58]
Этика и этикет [32]

Copyright MyCorp © 2025
Используются технологии uCoz